Педиатрический университет во время блокады

Ленинградский педиатрический медицинский институт (ЛПМИ), как именовался педиатрический университет до 1944 года, во время блокады не прекращал работы ни на один день.

Педиатрический университет во время блокадыНачало блокады

В первые же дни войны в институте организовали госпиталь ына 300 коек для инфекционных больных. В сентябре 1941 года в помещении акушерско-гинекологического корпуса был развернут хирургический госпиталь для раненых красноармейцев на 250 коек и гражданского населения на 150 коек. Осенью 1941 года ЛПМИ организовал медико-санитарную службу Выборгской дивизии народного ополчения и оснастил ее санитарную часть.

В первый месяц войны ушли на фронт 129 врачей и 150 медицинских сестер. Чтобы сохранить жизни сотрудников и студентов в блокаду, институт пошел на крайние меры. Студентов разместили в общежитиях на территории института в наиболее теплых и наименее пострадавших от артобстрелов корпусах. Сотрудникам разрешили жить на кафедрах. Для студентов и сотрудников организовали пункты лечебного питания и столовые для профессорского состава. Наиболее ослабленных помещали в специально созданные стационары. В рацион ввели льняное масло, выделенное из натуральной олифы, и витамин С из хвои, полученные на кафедре неорганической химии доцентом М. М. Котоном.

Учебная работа: за годы войны – 7 плановых и досрочных выпусков

Педиатрический институт на немецкой карте артобстрелов значился как объект № 708 – специальная мишень, подлежавшая уничтожению. В некоторые дни число обстрелов достигало 8–12, многие здания пострадали от снарядов. Лекции часто читали под грохот снарядов и бомб, иногда переносили в бомбоубежище, но почти никогда не отменяли. Профессор А. Б. Воловик вспоминал: «Студентов было немного… Сидел я у печки, а вокруг – студенты. Могу сказать, что ни до, ни после этого учебного года не имел я такого контакта с аудиторией». Успеваемость была не ниже довоенной. Даже в тех труднейших условиях студенты продолжали научную работу. Кроме того, они участвовали в укреплении обороны города – рыли окопы, противотанковые рвы, строили газо- и бомбоубежища, работали на торфоразработках. За время войны институт произвел 7 плановых и досрочных выпусков и подготовил 947 врачей.

Педиатрический университет во время блокадыЛечебная работа. От артобстрелов и бомбежек ни один ребенок не пострадал

В дни блокады в Ленинграде осталось около 400 тыс. детей, из них более 12 тыс. в возрасте до 3 лет. Многие из них выжили благодаря самоотверженной работе сотрудников ЛПМИ, который возглавляла профессор Ю. А. Менделеева. В клиниках ЛПМИ помещались раненые и больные дети, некоторые из них, страдавшие тяжелыми хроническими заболеваниями, оставались здесь в течение всех лет войны. Кроме того, в клиниках находились дети, родители которых были на фронте или погибли. Однако основную массу составляли дети с явлениями алиментарной дистрофии, гипо- и авитаминозов.

Ежедневно профессор А. Ф. Тур совершал обход. Во время воздушной тревоги детей приходилось срочно спускать в бомбоубежище, а затем снова поднимать в отделение. Это было трудное дело для ослабленных и истощенных сотрудников. Позже вся работа института была сосредоточена в бомбоубежищах, где дети пробыли 175 дней. Зимой 1941–1942 гг. вышли из строя центральное отопление, водопровод и канализация, с перебоями подавалась электроэнергия, прекратила работу центральная прачечная. Сотрудники сами ходили к Неве за водой и привозили ее в ваннах, бидонах, ведрах, на санках или накачивали насосом по длинному резиновому шлангу прямо из реки. Была создана бригада печников из состава сотрудников, которые соорудили печи-времянки, в палатах стало теплее. Доцент Н. Н. Келлер вспоминала: «Дети оживились – они уже не лежали, а сидели, ходили, даже играли. В палате же мы и купали их раз в десять дней, а в соседней пустой палате стирали вручную, сушили и гладили белье… Мы старались как-то развлечь и занять детей. Очень любили дети сидеть у печурки и поджаривать на ней хлеб, который грызли как какое-то лакомство, слушать чтение, рассказы, сами читали стихи». В клиниках института устраивались праздники новогодней елки. С фронтовиками, дети которых находились в клиниках ЛПМИ, медицинские сестры вели переписку. Весной и летом 1942 года возобновились прогулки детей, начали проводиться школьные занятия.

В связи со случаями брюшного тифа у детей раннего возраста в 1942 г. была создана специальная прививочная комиссия во главе с А. Ф. Туром, в задачи которой входил контроль за проводившимися впервые в стране прививками против брюшного тифа детям с 2-летнего возраста. В 1943–1944 гг. реэвакуация детского населения в Ленинград вызвала увеличение заболеваемости корью. Сразу же для педиатров в институте были организованы специальные занятия, на которых давались рекомендации о необходимости тщательного патронажа прибывающих, о методах ранней диагностики, лечения и профилактики кори.

В клиниках института получили помощь 3793 больных ребенка, а детскую поликлинику посетили около 55 тыс. детей. В условиях непрекращающихся воздушных налетов и артобстрелов ни один ребенок не пострадал на территории института.

 

> > > Читайте также: Воспоминания Зои Ильиничны Штаповой, выпускницы блокадного Ленинграда < < <

 

Педиатрический университет во время блокадыРезультаты выхаживания недоношенных впечатляют и сегодня

В институте работал родильный дом, отделение для новорожденных и недоношенных детей. Дети, рождавшиеся в конце 1941 года и в 1942 году от сильно истощенных матерей, были очень малого веса и отличались крайне низкой жизнеспособностью. У матерей же, как правило, было очень мало молока, а потому многих новорожденных уже в первые дни приходилось докармливать искусственными смесями. В конце 1942 – начале 1943 года были получены впечатляющие и сегодня результаты. Дети, родившиеся с крайне низким весом, к году по массе тела и психомоторному развитию догоняли своих сверстников, родившихся с нормальным весом. А. Ф. Тур писал в 1944 году, какими средствами и мерами были достигнуты эти результаты: «Первое и самое главное – это безупречно преданное, добросовестное и любовное отношение к делу всего персонала; без этого добиться более или менее хороших результатов было бы невозможно. Второе – правильное построение режима жизни и воспитания ребенка, применительно к необычным условиям жизни в бомбоубежище и, конечно, с достаточно строгим учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Третье – весьма существенное – это правильное, строго индивидуальное питание детей».

Для рационального использования продуктов в июне 1942 года начал работу совет детского питания, в состав его входили директор ЛПМИ Ю. А. Менделеева и профессор А. Ф. Тур. Для питания детей раннего возраста использовали соевое молоко, из которого сотрудники ЛПМИ разработали 18 лечебных смесей.

В ЛПМИ всю войну работали отдел питания и молочная станция. Несмотря на частые перерывы в подаче воды, нарушение нормальной работы котельной, затруднения с транспортом и т. д., в дни блокады молочная станция ежедневно отпускала по 13 тыс. порций для 7–8 тыс. детей.

Педиатрический университет во время блокадыНаучная работа

Исходя из нужд военного времени, тематика научных работ изменилась. Недостаток медицинского персонала, увеличение педиатрических участков, необходимость более тщательного наблюдения за детьми всех возрастов заставили перестроить работу детских поликлинических учреждений по принципу единого педиатра. С этой целью детские консультации были объединены с детскими поликлиниками. Методика работы объединенной консультации – поликлиники была разработана кафедрой организации здравоохранения ЛПМИ (Ю. А. Менделеева) совместно с детскими поликлиническими учреждениями Свердловского района (Н. Г. Синявская). Наиболее обширной является группа работ, посвященных изучению особенностей течения детских заболеваний в период блокады: дистрофии, авитаминозов (А. Ф. Тур, А. Б. Воловик, С. А. Гаврилов, Э. И. Фридман, Р. М. Муравина, Г. А. Николаев, М. В. Миллер-Шабанова и др.), пневмонии (А. Б. Воловик, А. В. Щеглова и др.), анемии (А. Н. Антонов, Ю. А. Котиков и др.), детских инфекционных заболеваний (А. Б. Воловик, В. Н. Офицеров и др.), туберкулеза (А. Э. Певзнер и др.) и других.

За 1941–1945 гг. сотрудники ЛПМИ выполнили около 450 научных работ, защитили 9 докторских и 36 кандидатских диссертаций.

Подготовлено на основе материала Г. Л. Микиртичан, gpma.ru

 

Героизм сотрудников в годы войны и постановка работы с детьми в военные и послевоенные годы стала известна за пределами страны. ЛПМИ неоднократно посещали иностранные делегации. 10 апреля 1945 года институт посетила Клементина Черчилль. Здесь побывала Индира Ганди, Элеонора Рузвельт, Голда Меир, сенаторы Бразилии, мэры городов-побратимов и другие гости.

Представитель одного из самых мощных информационных агентств в США «Юнайтед-пресс», побывавший в ЛПМИ в дни войны, писал: «…случай позволил мне увидеть в истерзанном войной Ленинграде это замечательное учреждение, продолжающее работать, несмотря на блокаду, голод, холод, учреждение, держащее высоко в руке факел науки, который нацисты пытаются угасить. Ведение научной работы и в то же время активное участие в деле борьбы с врагом – замечательное достижение педиатрического института».